Кто выступает против Православной церкви, приходит к поражению и безнадежной гибели. Иерей Тимофей Казарян
СоотечественникиГазета «Иравунк» провела эксклюзивную беседу со священнослужителем Ереванской и Армянской епархии Русской Православной церкви, духовным пастырем Русской православной церкви Святого Михаила Архангела, расположенной на «Холме чести» в Гюмри, достопочтенным иереем Тимофеем Казаряном.
«СЛОЖИВШАЯСЯ НА УКРАИНЕ СИТУАЦИЯ ВЫГОДНА ИМЕННО ВАТИКАНУ»
- Святой отец, в 21 веке мы стали свидетелями ситуации, когда официальный Киев решил запретить на Украине деятельность религиозных организаций, связанных с Русской Православной церковью. Как Вы относитесь ко всему этому?
- Я считаю, что это самая большая ошибка Киева. Наибольшая ошибка, которая была совершена с самого начала режима даже не Зеленского, а Порошенко. Все это началось еще тогда. Это его самая большая ошибка. На протяжении столетий было доказано, что тот, кто выступает против Православной церкви, приходит к поражению и безнадежной гибели. Именно это ожидает киевские власти в скором времени. Поэтому этого не нужно было делать. Всегда нужно идти с церковью на компромисс, а просто брать и запрещать ее, это, извините, как минимум, глупо. Это моя точка зрения.
- Папа Римский Франциск сказал, что «Да не будет упразднена прямо или косвенно никакая христианская церковь. Церкви неприкосновенны. Думая о недавно принятых в Украине законах, я испытываю страх за свободу тех, кто молится». Казалось бы, это заявление должно было потрясти христианский мир, но Украина осталась непреклонной, как это понимать?
— Ситуация, сложившаяся на Украине, выгодна прежде всего именно Ватикану. На мой взгляд, это пустые заявления, за которыми нет никаких действий со стороны Ватикана. Это просто разговоры, к которым уже весь мир относится несерьезно, потому что нынешний Папа Римский каждый день что-то говорит, что-то меняет, что-то заявляет, но все пролетает мимо ушей католиков и вообще всей церкви. Нужно действовать, а не просто выступать с заявлениями о том, что нужно что-то делать. Он мог бы сделать так, чтобы власти Киева не принимали подобных решений. Но ничего не было сделано. А слова в данном случае — всего лишь слова.
«ОНИ НИЧЕГО НЕ ДОБЬЮТСЯ, И В СКОРОМ ВРЕМЕНИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ»
- Не считаете ли Вы, что когда год назад на ногу настоятеля Киево-Печерской лавры на Украине митрополита Павла установили устройство, уже тогда христианский мир должен был подняться и сказать свое слово, а не выступать с таким опозданием?
— Конечно, это так и должно было быть. Но я могу говорить от имени Русской Православной церкви, и с самого начала всего этого я вижу и знаю, что Русская Православная церковь во главе со Святейшим Патриархом, Святейшим Синодом только об этом и говорит. По благословению Святейшего Патриарха на территории России и в некоторых других православных странах постоянно совершаются крестные ходы, сугубые моления. Каждый день во всех христианских храмах Русской Православной церкви ведутся богослужения о мире и благосостоянии святых церквей. У нас есть специальная молитва, которая читается во время богослужения, о мире на Украине. С нашей стороны, делается большое дело, но, к сожалению, мир молчит. Но мы знаем, почему мир молчит - потому что он ополчился на Православную церковь. Я так вижу ситуацию. Вижу реальное ополчение мира на нас.
- Католикос всех армян также призвал Киев не нарушать единство православной общины. На Ваш взгляд, удастся ли сохранить единство православной общины вопреки решению Верховной Рады?
— Я думаю, что победить Православие невозможно. Самый яркий пример этого — безбожные большевистские власти. Все 70 лет их правления и пропаганды, что Бога нет, закрытие церквей, это, как я уже говорил выше, была их главная ошибка. Ту же самую ошибку сейчас совершает Киев. Запрет церкви никогда ни к чему хорошему не приведет, только к безнадежной гибели. Так что, однозначно, они ничего не добьются, и в скором времени справедливость восторжествует.
«МНОГИЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРИЗЫВАЛИ ОСТАВАТЬСЯ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ»
— Совсем недавно была образована Ереванская и Армянская епархия Русской Православной церкви. Как Вы относитесь к важности и необходимости формирования епархии, особенно в этот период?
— На сегодняшний день Московский патриархат Русской Православной церкви составляет более половины всех православных церквей в мире. Такого количества святых и подвижников, храмов, святынь, священнослужителей на сегодняшний день, как в Русской Православной церкви, нет более ни в какой церкви. Это действительно так. Иными словами, сегодня Русская Православная церковь находится на пике своего расцвета. И есть такое слово из Евангелия: дерево по плодам своим познается.
И как православный священник РПЦ я знаю одну истину: в разные времена многие святые отцы всегда призывали оставаться с Русской Православной церковью, говорили, что спасение только в ней. Поэтому присутствие РПЦ, Московского Патриархата могу назвать одним словом - шанс, большой шанс для спасения души, спасения самого себя, а может быть, и всего народа.
— А как бы Вы оценили отношения Армянской Апостольской и Русской Православных церквей-сестер сегодня?
— Если одним словом, стабильные. Слава Богу, стабильно, потому что были времена, когда отношения были стабильно тяжелыми, были времена, когда они были очень хорошими, был открытый диалог. Теперь на этот вопрос можно ответить- стабильные. Конечно, по сравнению с тем, что происходит в мире, уже хорошо, что у нас хорошие взаимоотношения, слава Богу.
У НАС НЕТ ДРУГОЙ ЗАБОТЫ, КРОМЕ ЗАБОТЫ О СПАСЕНИИ ДУШИ ВЕРУЮЩЕГО ХРИСТИАНИНА
— Сегодня церковь сталкивается со многими вызовами: от сектантства до борьбы с извращениями. Какие проблемы есть у Русской Православной церкви в Армении и, в частности, в Гюмри, где проходит ваше духовное служение?
— Конкретно в Гюмри, знаете, окормляется российское воинство. У нас верующих прихожан не так уж много. Мое духовное служение в основном это 102-ая военная база, пограничные отряды - одним словом, военнослужащие. Миссия Русской Православной церкви в Армении, как и миссия любой другой христианской церкви, конечно же, молитва. Большего не смогу сказать, потому что реально наша задача сейчас- молиться и быть рядом. Молиться о спасении души и молиться, чтобы Господь смилостивился. У нас нет другой заботы, кроме заботы о спасении души верующего христианина. И других полномочий у церкви как таковой, если брать глобально, тоже нет. Главное – спасение человеческой души, чем мы здесь и занимаемся: молимся и спасаем людей, по крайней мере, стараемся спасти.
— У Русской Православной церкви есть проблемы в Армении, святой отец?
— Еслив говорить конкретно, слава Богу, у меня никаких проблем нет. Я, конечно, не могу говорить за всех остальных. Может быть, у какого-то священника или прихожанина есть какие-то проблемы, о которых я, естественно, не знаю. Глобально же у нас нет никаких проблем, я не вижу больших трудностей. Это бытовые проблемы, бытовые дела, как и у всех людей. Я считаю, что так же, как мы с любовью несем свою службу, так и люди принимают нас.
Есть поговорка: каков привет, таков ответ. Честно говоря, я уже это заметил. Будучи сам чистокровным армянином, я хорошо знаю армян и могу сказать, что если кому-то навредить, то жди беды. А когда ты как священник относишься к человеку с любовью, выслушиваешь его, стараешься помочь, это распространяется, и ты видишь, что любовь, которую ты распространил среди людей, возвращается. Я служу, молюсь, живу по этому принципу. Поэтому, слава Богу, я еще не сталкивался ни с какими сверхъестественными трудностями. Все переносимо, в рамках приличия и порядка, так что слава Богу.
— А сколько верующих (прихожан) в общине, конкретно в вашем храме?
— В разное время оно разное. Понятно, что количество военнослужащих колеблется, то их переводят сюда, то отсюда. Бывает, что во время воскресной литургии в церкви может стоять 5-10 человек. Летом, во время отпусков, в храме может стоять 2-3 человека. В большие праздники собирается до 50 человек. Храм Святого Архангела Михаила, небольшой храм на Холме чести, бывает заполнен по воскресеным дням и праздникам. А храм на военной базе, который больше по размерам и вмещает 800 человек, в большие праздники, когда приходят военнослужащие с семьями, бывает почти полон. Так что слава Богу.
Грант САРАФЯН