Вот так и работаем: «Нас бьют, мы летаем»
АРМЕНИЯ.Вкладка в газете "КП в Армении"
Для уничтожения нашей национальной идентичности исторически враг не случайно нацеливался в первую очередь на культурные ценности. Блокада Арцаха лишила 120 тысяч человек также возможности приобщения к культуре, самовыражения и самореализации, заставив их оставаться на низших ступенях пирамиды человеческих потребностей. Но даже в этих условиях в Арцахе есть культурная жизнь. Яркое свидетельство сказанного - беседа с художественным руководителем Степанакертского русского драматического театра (СРДТ), режиссером Жанной Крикоровой.
- Уважаемая госпожа Крикорова, на днях в руководимом вами театре состоялся спектакль под названием «Голос Маяковского и голос Арцаха», посвященный 130-летию Владимира Маяковского. Каковы основная идея и посыл пьесы?
- Эпиграфом к спектаклю «Во весь голос», поставленному на основе одноименной поэмы Владимира Маяковского и других его произведений, мы выбрали слова другого русского поэта с трагической судьбой - Марины Цветаевой. Она написала: «Маяковский… кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый — поэт встал и человека убил…». Гениальный лирик сознательно выбрал путь проповедника, потому что поверил в идею коммунизма и считал, что в эту переломную эпоху быть проповедником важнее, чем оставаться поэтом. Но его самоубийство было творческим актом, которым он поставил крест на своем политическом наследии, потому что он увидел, что «новый мир», приход которого он так приветствовал и к которому приложил свой поэтический гений, не оправдал ожиданий. Человеческий фактор не позволил этому случиться, ведь гордыня, властолюбие, насилие, алчность никуда не исчезли, а лишь приобрели новые формы.
Арцах, при абсолютной поддержке Армении и Диаспоры, 35 лет назад ценой огромных потерь и лишений обрел свободу. Мы все тогда знали, что борьба не окончена, что в великой битве была одержана победа, но борьба продолжается. Однако опять победил человеческий фактор: и власти, и общество пошли по потребительскому пути. Наша презентация - это попытка понять, почему мы оказались там, где находимся сейчас. Это не крик о помощи, не осуждение, не обвинение, это глубокая творческая рефлексия.
Во второй части спектакля звучит голос Арцаха (текст написан Ж.Крикоровой с использованием лексики и поэтического стиля Маяковского-Ред.). Этот голос сродни обращению Маяковского, который всегда говорил с Богом и Вселенной на «ты». Это попытка быть услышанным - если наш одинокий голос никто не слышит, то, возможно, он будет услышан, когда к нему присоединится великий поэт.
- Работать и созидать в осажденном Арцахе в таком душевном состоянии, естественно, очень сложно, как удается параллельно с существующими проблемами организовать работу театра, кто в основном ваши зрители?
-Во время блокады Арцаха Степанкертский русский драматический театр поставил три премьерных спектакля. В конце декабря прошлого года наши зрители увидели новогоднюю комедию по мотивам Н. Птушкиной «Пока она умирала". В мае детская студия театра представила острую социальную драму для взрослых — сказку Е. Шварца «Дракон», а последняя премьера, о которой было сказано чуть выше, поэтический спектакль молодежной студии «Во весь голос».
Наверное, трудно представить, как можно работать с такой интенсивностью в условиях повсеместного дефицита. Когда зимой нет возможности отапливать мастерскую из-за отсутствия газа, а дети приходят на репетицию. Когда им нужно репетировать танец, но нет света, чтобы включить музыку, и они танцуют под собственное пение.
Когда работа над спектаклем продолжается по несколько часов в день, а голодные актеры не могут даже устроить перекус, потому что в магазинах ничего нет, и тогда они пьют литрами кофе и чай, оставшиеся от лучших времен. Когда транспорта и такси нет, а репетиция заканчивается около полуночи, приходится идти домой пешком, а многие живут достаточно далеко и добираются до дома через час-полтора.
Когда во время спектакля гаснет свет, но актеры продолжают играть при свете мобильных телефонов, направленном зрителями на сцену. Даже дети выдержали это испытание и ничуть не растерялись, когда через полчаса после начала спектакля погас свет, следующие 40 минут они играли в полумраке и без музыкального сопровождения.
Когда невозможно найти ткань для костюмов, когда невозможно сшить эти костюмы вовремя, потому что для швейной машины также требуется электричество. Когда нет красок, других материалов для декораций... многочисленное КОГДА НЕТ... Вот так и работаем: «Нас бьют, мы летаем».
- Учитывая, что спектакли на русском, в рядах ваших зрителей вы встречаете и российских миротворцев?
- К сожалению, у российских миротворцев, несущих службу в Арцахе, практически нет свободного времени, и в связи с этим им трудно присутствовать на каких-либо мероприятиях, даже если они проводятся на русском языке.
Кроме того, у нашего театра пока нет собственной крыши, и залы, где мы показываем наши спектакли, предоставляют нам максимум на 3-4 дня. За это время спектакль может увидеть лишь малая часть степанакертцев, и огромное количесто арцахцев не могут попасть на наши спектакли, из-за чего нас часто осуждают граждане. Но если такая возможность появляется, директор СРДТ Александр Бордов приглашает миротворцев, их также приглашают на спектакли Государственного театра им. Папазяна.
- И в заключение, как вы оцениваете армяно - российское культурное сотрудничество в Арцахе?
- В течение последних 30 лет армянская культура пережила возрождение в Арцахе. Это было и остается приоритетом. Сегодня у нас есть поколение, которое прекрасно владеет армянским языком. В Арцахе существует большое количество творческих коллективов, в том числе детских, которые представляют армянское танцевальное, музыкальное и театральное искусство.
СРДТ, по сути, является единственным очагом русской культуры в Арцахе, и одной из наших целей является именно развитие армяно - российских культурных связей. Надеемся, что критическая ситуация, в которой сегодня оказался Арцах, будет успешно разрешена, и театр будет иметь возможность установить и развивать армяно-российские культурные связи.
Культура не должна иметь границ. Кроме того, программа развития армяно-российских культурных связей заложена в концепции недавно созданной организации «АРКА» (Армяно-российская культурная ассоциация), соучредителем которой является директор нашего театра Александр Сергеевич Бордов.
Илона Азарян