Кому выгодна шумиха вокруг Гарегина Нжде?
Архив 16-20Страсти вокруг величайшего сына армянского народа Гарегина Нжде не прекращаются. В последний раз поводом послужил поднятый на встрече с журналистами в правительстве Армении 19 ноября с. г. российским журналистом Станиславом Смагиным вопрос, направленный Николу Пашиняну. Журналист, в частности, отметил, что Гарегин Нжде - противоречивый образ с точки зрения армяно-российских дружественных отношений, поскольку он является национальным героем для армянского народа, а для них - неоднозначным образом. Журналист добавил, что они прибыли в Армению, чтобы прояснить этот вопрос, и спросил: считает ли премьер-министр Армении целесообразным создание комитета, состоящего из армянских и российских коллег, для обсуждения противоречивых эпизодов из жизни и деятельности Гарегина Нжде?
Прежде чем обратиться к ответу Никола Пашиняна, давайте вспомним, какие действия предшествовали этому событию. Депутат Армавирской (РФ) городской Думы А. Виноградов зашел на территорию армянской церкви и закрасил памятную доску Гарегина Нжде черной краской. Свой шаг Виноградов объяснил тем, что жители города против существования мемориальной доски так называемого «приспешника фашизма» Гарегина Нжде рядом с мемориальными табличками героев Великой Отечественной войны.
Он прокомментировал, что пошел на этот шаг, поскольку 11 ноября истек двухнедельный срок, в течение которого областные и местные власти, а также представители местного отделения Союза Армян России якобы обещали демонтировать памятную доску Нжде.
Напомним, что до этого депутат Государственной Думы РФ Леонид Калашников заявил, что лидеры некоторых стран якобы ведут двойную игру в вопросе Великой Отечественной войны и, в частности, героизации нацизма. По его словам, подобная ситуация сложилась в связи с установкой мемориальной доски Гарегину Нжде, затем добавил, что решение установить мемориальную доску было большой ошибкой и он намерен лично заняться решением этого вопроса.
Эти факты интересны тем, что неизвестные и известные силы в РФ и РА пытаются «поймать рыбку в мутной воде», обращаясь к уже казалось бы закрытым вопросам, стараясь использовать любой повод для создания проблем в армяно-российских отношениях. В целом нужно понять, каким силам вообще выгодно создание «рифов» в армяно-российских отношениях путем политизации истории. Справедливости ради констатируем, что вопрос российского журналиста на самом деле не был направлен на подрыв и исходил из желания установить солидарность, прийти к единству. Напомним, что накануне Союз Армян России сделал почти аналогичное предложение.
Однако вызывает беспокойство и то обстоятельство, что в России разным силы удается сформировать антинждеевскую ложную повестку, и, к сожалению, некоторые из наших российских коллег поддаются этим заблуждениям. Следовательно, от Пашиняна требовалась достаточная политическая зрелость, чтобы задушить в зародыше порожденные этим вопросом дезориентирующие мотивы.
Однако, что в этой ситуации сделал Никол Пашинян - принял «мальчишескую» позицию и при этом проявил позорное незнание русского языка и истории Армении. Между тем, вариантов ответа на вопрос было множество. Никол Пашинян мог, например, в своем выступлении коснуться азербайджанского опыта реальной героизации нацизма, подчеркнув также, что различные антинждеевские акции в РФ зачастую спонсируются именно турецко-азербайджанскими средствами. Он мог бы привести в качестве примера тесно сотрудничавших с нацистами и возведенных сегодня в Азербайджане в ранг героев Эмиля Расулзаде и Або Фаталибея, напомнить, какую роль сыграл азербайджанский легион, например, в кровавом подавлении Варшавского восстания в 1944 году. Это в том случае, когда набранная Нжде в Болгарии группа западных армян никогда не вступала в военные действия с Красной Армией и была предусмотрена для возможных действий на территории Турции. В конце концов, при соответствующем желании и знании Пашинян мог процитировать выдающиеся слова Нжде о том, что «единственный естественный союзник армянского народа - великий русский народ»…
Вместо этого Пашинян обратился к контактам Молотова с Третьим Рейхом, что содержало в себе скрытую браваду, забыв при этом, что еще в 1989г. законодательный орган РФ уже дал политическую и правовую оценку известному пакту Молотов-Риббентроп.
Фактически, Никол Пашинян не может уловить тонкие политические оттенки подобных вопросов, почувствовать почерк заказчиков и повернуть стрелки против реальных противников нашей страны. Причем это в том случае, когда у нас есть колоссальное количество соотечественников (в том числе трудовых мигрантов) в РФ, а будущее нашего государства существенно зависит от политической доброжелательности России. (Кстати, надо сказать, что прежним властям удалось посредством умелой работы добиться взаимопонимания с российской стороной и снять вопрос с повестки дня).
Если Никол Пашинян действительно обеспокоен решением этой проблемы, то должен был применить более тонкий дипломатический инструментарий - в противном случае он льет воду на мельницу всех тех, кто намерен разрушить армяно-российский альянс. По мнению некоторых аналитиков, которые рассматривают апрельские события 2018 года как цветную революцию, проблема глубже. По их логике, Пашинян не рассматривает эту проблему глубоко, потому что этого не советуют его западные спонсоры. Более того, принимая подобную «мальчишескую» позицию, он волей-неволей вредит армяно-российским отношениям, чего только и ждут наши враги. Причем заинтересованные силы работают по обе стороны - как в России, так и в Армении.
При прежних властях РА антинждеевская пропаганда со стороны РФ рассматривалась многими как средство давления, учитывая характер идеологии правящей РПА. Однако сегодня, когда РПА уже находится в оппозиционном поле, подобные спекуляции должны дать повод для серьезных размышлений и нашему стратегическому союзнику. Вопрос: кому это выгодно, должен волновать и наших российских коллег. Ведь уже дело дошло до того, что в последнее время армянский ярко выраженный прозападный сайт 1in.am пытался «защитить» Нжде от русских.
ВАГЕ АЙКУНИ
P.S. Вопрос: почему в этом историческом контексте, как правило, мишенью становится именно Нжде, а не некоторые армянские деятели, которые действительно сотрудничали с нацистами, тоже не находит ответа. Пожалуй, по той причине, что Нжде не стал инструментом в руках различных сил, преследовал исключительно армяноцентричные интересы, а его жизнь и идеология имеют притягательную силу и являются вечными ориентирами для армянства.